Волна №0: Истоки
Танцкультура зарождалась в столице нашей родины еще в далеких 80-х,
когда параллельно с "Самоцветами" и Аллой Пугачевой начали появляться
места (типа клубов "3Х23", "Диско-7", "Легкий бум" или "Дождь"), где
можно было услышать ди-джейскую музыку "с пластинок". Однако отсутствие
западного музыкального материала не позволяло нашим ди-джеям быстро
развиваться, не говоря уже о том, что до многих вещей приходилось
додумываться самим. "Основоположником" танцевальной культуры стал Янис
Крауклис из Риги, онстал первым DJ-ем в СССР, вставшим за "вертушки".
Через некоторое время у них появились ученики и последователи, что дало
в 1991 году возможность провести в нашей стране что-то вроде первого
показательного чемпионата среди DJ-ев. Пальму первенства тогда захватил
Олег Оджо - московский ди-джей нигерийского происхождения. Олег -
личность также своего рода культовая, поскольку, освоив приемы игры в
Нигерии, он стал у нас первым ди-джеем-профессионалом.
Сейчас Янис(которому недавно исполнилось 36 лет) и Оджо(30) стали уже
"ветеранами" винила. Среди их учеников были Грув, Фонарь, а также Слава
Финист и Шмель. На тот момент Финист работал на дискотеке "Сокол" в ДК
МАИ, Шмель - в "Курятнике" в Кунцеве. Грув успешно проучился два курса
в Санкт-Петербургской консерватории, а Фонарь (вместе с Ликой MC) играл
на бабинах в студии "класс".В начале 90-х Фонарь, Лика и Шмель вместе
окончили Институт повышения квалификации работников культуры и получили
корочки "ведущий музыкальных программ".
Волна №1:(~1993 г.): Зарождение клубов
В С.-Петербурге и Москве начинают проходить вечеринки с участием
новомодных ди-джеев. Наступает время, когда всем становится интересно,
что представляет собой новая культура и в чем ее фишка. Молодежь
начинает покупать проигрыватели, пластинки, учиться играть. На
дискотеке "Джамп" вместе с ди-джеями "нулевой" волны "стартуют" и
новички - Спайдер, Фиш, а позже и Magic(работавший одно время в
"Орленке", где были чисто коммерческие шоу с варьете и кабаре).Примерно
через полтора года открывается первый московский неформальный клуб "ЛС
Дэнс" в Ясеневе, там начинают играть Компасс-Врубель и Диггер. Посже в
московском "Эрмитаже" появляются Володя и Артем. Параллельно в Питере
начинают играть Миша Воронцов и Гаврила со Smile. Чуть позже, в 1994
году, в клубе "Пилот" проходит первый(уже не показательный) чемпионат,
где победителем становиться Диггер.
Волна №2(~конец 1994 г.): "Веселые понедельники"
Следующий рывок в развитии отечественной танцевальной культуры был
ознаменован открытием в Москве клуба "Пентхаус" и начавшими проходить в
нем вечеринками. По понедельникам в клубе собиралось огромное
количество людей, порядка 1000 человек. Там-то как раз и состоялось
первое выступление известного промоутера (прославившегося, в частности,
серией вечеринок Gagarin Party) Вани Салмакова, как DJ-и начали
раскрываться тогда и Змей c Ежом (одно время работавшие танцорами в
команде Титомира), да и Саша Нуждин, ученик Оджо, стал полноценным
ди-джеем именно тогда. А в С.-Петербурге чуть раньше открылся клуб
"Тоннель", где начали выступать братья Хаас, Леша и Андрей, и Лена
Попова. Интересно, что Леше Хаасу принадлежит дизайн внутреннего
оформления клуба "Титаник", посколько помимо своего ди-джейского
призвания Леша еще и художник.
Волна №3(~1995 г.): время "Орбиты"
Рейв-культура и ди-джеи сами по себе все более и более входят в моду, о
чем свидетельствует хотя бы тот факт, что играть на пластинках, делать
треки и выступать в клубах становиться престижным и популярным
занятием. Молодежь (особенно постоянные посетители всех рэйв-дискотек)
"загорается" и мечтает попробовать себя в этом искусстве. Пробовали в
то время действительно многие, но из тех, чьи имена остались и поныне
на слуху, можно выделить разве что таких людей, как Коля, Ник, Duck,
Джангл, Бэлл, Андрей Иванов (проект "Триплекс"), Дэн (до этого он
работал в "Мальчишнике", потом сошелся с Грувом на почве любви к
джанглу и брейк-биту), Максим Зорькин и Кубиков, - все они в то время
потихоньку начинали играть свои "коллекции". Тогда же заявил о себе и
X.P.Voodoo (Тимур Мамедов), после своей промоутерской деятельности с
головой окунувшийся в ди-джейский промысел. В Санкт-Петербурге
появляются Лавский, Анжела Шульшенко, Фрейд с Залогиным. В то же время
Зиг-Заг с Олегом Суховым начинают работать в несколько другом русле
танцевальной музыки. 15 апреля 1995 года в Москве проходит первый
международный фестиваль электронной музыки "Орбита", собравший порядка
4000 человек.
Волна №4(~конец 1995 г.): Танцевальные FM, или Отцы и дети
С открытием радио "Станция 106,8 FM" появилось последнее на сегодняший
день поколение ди-джеев (если говорить о всех тех, кто уже сделал себе
имя и достаточно долго играет): это Орбит, Инкогнито, Дима Коротков,
Миксмейкер, Санчес, Ухо, Астрал, Кэт, Славянка, Техник, Бумер,
Сказочник, Олег Лупин. Все они вышли в свет уже тогда, когда
танцевальная культура уже устоялась, следствием чего явилось открытие
"персональной" радиостанции. Многим из них именно "Станция" дала
возможность раскрутиться и наладить контакт с аудиторией, к тому же
ди-джеи третьей четвертой волн как раз составили костяк работников
радио как в Москве, так потом и в С.-Петербурге (на станции "Рекорд").
"Старики" (именно так принято величать ди-джеев со стажем) на тот
момент уже имели или собственные промоутерские компании, или постоянные
места работы, а посему большинство из них посчитало, что работа на
новых радиостанциях им не нужна.
На этой почве и возник "конфликт двух поколений". По мнению стариков,
то, что делается ди-джеями, появившимися после третьего поколения, не
несет в себе ничего нового, а тиражируется по воспоминаниям прошлого.
Можно, конечно, отметить и Орбиту, собравшая вокруг себя любителей
хардкора, и Грува с Дэном, которые пропагандируют непосредственно
джангл и брейк-бит, они завоевали уже свою аудиторию, но по большому
счету... К сожалению, танцевальную культуру превратили в нечто
однообразно-навязчивое. За последние годы очень сильно поменялась
тусовка в клубах - идет смена поколений, от чего страдают DJ,
промоутеры, но больше всего молодежь и подростки. Поскольку история
танцмузыки не сохраняется, а люди, которые приходят сегодня на
танцполы, слушают в основном "Станцию" и не представляют себе, как это
все было и звучало раньше. Последняя "Орбита", прошедшая 6 ноября,
стала тому непосредственным подтверждением.1998 г.
|